Покажите Ваш ОНАЙ

20 марта 2019

Покажите ваш “Оңай!” 20 марта, 19:29 Руслан БАХТИГАРЕЕВ

Должен ли пассажир в алматинском транспорте предъявлять для проверки карту?

Как наш корреспондент пошел на принцип и обнаружил множество правовых нестыковок в работе транспортного холдинга Алматы.

- Карточки “Оңай!” передаем для проверки! Карту дайте!

- Я оплатил!

- Карту дайте, я проверю!

- А на каком основании я должен вам давать карту?

- По закону должны!

- По какому закону?

- Не дадите, я “Буран” сейчас вызову и из автобуса вас высажу.

С этого незатейливого диалога с человеком, одетым в желтую жилетку с надписью “Оңай!” на спине, началась моя эпопея, целью которой стало выяснение простого вопроса: имеют ли право неизвестные люди, которые якобы являются контролерами контрольно-ревизионного управления, требовать у пассажиров общественного транспорта карту “Оңай!” для проверки?

Результаты этого небольшого расследования оказались довольно любопытными.

Начнем с того, что я сделал запрос в транспортный холдинг, в котором попросил ответить на два вопроса.

1. На основании каких законов/подзаконных актов люди, выдающие себя за контролеров, требуют предъявить карту “Оңай!” для проверки?

2. На каком основании эти люди угрожают высадкой пассажира и вызовом экипажа “Буран” при отказе предъявить карту для проверки?

Из ответа, который я получил, явно следует, что никаких прав на проверку карточек у контролеров нет!

Вот что говорится в ответе транспортного холдинга города Алматы за подписью директора С. А. ХАМ­­РАЕВА.

1. “В соответствии со статьей 11 закона “О транспорте” клиент обязан соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком (здесь и далее выделено мной. -

Р. Б.) и выполнять правила перевозок”.

2. Законом “Об автомобильном транспорте” установлено, что пассажир обязан на время поездки на маршрутах регулярных автомобильных перевозок производить оплату и (или) иметь проездной документ (билет) за проезд и предъявлять его по требованию представителя перевозчика, за исключением проездного документа (билета), оформленного в электронной форме. В силу подпунктов 1-1 и 2 пункта 2 статьи 20 указанного закона пассажир обязан предъявлять проездной документ (билет) за проезд по требованию перевозчика.

3. Приказом министра по инвестициям и развитию определено, что оплата проезда пассажиров производится наличными деньгами контролеру (водителю) или через систему электронной оплаты проезда.

4. Использование общественного транспорта означает безусловное принятие пользователем условий публичного договора на оказание услуг электронного билетирования, с которым можно ознакомиться на сайте onay.kz.

5. Порядок проверки оплаты, регистрации проезда регламентируется статьей 15 публичного договора. Контроль за оплатой осуществляет контрольно-ревизионное управление оператора и перевозчиков посредством проверки транспортной карты пользователя мобильным приложением контролера или наличия у пользователя билета.

6. На лиц, не оплативших и не зарегистрировавших проезд, сотрудниками местной полиции оформляется административное правонарушение в соответствии с пунктом 2 статьи 622 Кодекса об административных правонарушениях.

В завершение директор Хамраев уведомляет, что транспортный холдинг заключил договоры с рядом перевозчиков Алматы, в рамках которых проверка оплаты проезда пассажирами возложена на контро­леров “Оңай!”, одетых в форменные желтые жилетки и имеющих бейджи.

Казалось бы, все вроде понятно. Но понятно и обоснованно - это разные вещи.

https://time.kz/files/000/002/vKqoa7e1dX006.jpg

Итак, давайте пройдемся по ответам Хамраева. В законе “О транспорте”, на который он ссылается в первом пункте, нет ни слова про “Оңай!”, там в основном оговариваются правила перевозок и права и обязанности как пассажиров, так и перевозчиков.

Далее глава транспортного холдинга упирает на то, что по закону “Об автомобильном транспорте” клиент обязан предъявлять проездной документ (билет) представителю перевозчика. И вот тут возникает первая нестыковка. На сайте холдинга говорится, что “Оњай!” - это... средство электронной оплаты, функционал которой позволяет оплачивать проезд в общественном транспорте (см. скрин).

А в том же законе “Об автомобильном транспорте”, на который ссылается глава холдинга в своем ответе, говорится, что проездной документ (билет) - это “документ в бумажной или электронной форме”.

Опять же в законе “О платежах и платежных системах” говорится, что средство электронного платежа - это платежная карточка, “позволяющая ее держателю посредством электронных терминалов или других каналов связи осуществлять платежи и (или) переводы денег, либо получать наличные деньги, либо производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях”.

Впрочем, и на сайте самого транспортного холдинга указывается, что с помощью “Оњай!” можно оплачивать билеты в кино, покупку лекарств, еды, штрафы, налоги и так далее.

Из этого следует, что “Оњай!” - это все же платежная система, но никак не проездной документ (билет).

Что касается публичного договора, то в нем нет ни слова о том, что пассажир обязан предъявлять карточку для проверки контролерам. Да, в договоре есть положение, согласно которому пользователь обязан оплатить (провести регистрацию) проезд. А далее в пункте 3.3.1 говорится буквально следующее: “Факт регистрации проезда в общественном транспорте подтверждается путем прикладывания и удерживания транспортной карты” к терминалу.

На мой взгляд, это означает только одно: прикладывание карты “Оңай!” к терминалу и списание с нее денег говорит о том, что вы уже подтвердили оплату, раз так сказано в публичном договоре.

Что касается пункта 15, на который идет отсылка в ответе, то в нем оговаривается, что контроль за оплатой осуществляет контрольно-ревизионное управление посредством проверки транспортной карты. Контролеры проверяют ее с помощью терминала. И все. И никаких пунктов, где говорилось бы, что пассажир обязан предъявлять карту “Оңай!” для проверки. Для сравнения: в пунктах 15.5 и 15.6 говорится, что пользователям, оплатившим проезд посредством мобильного приложения или SMS, необходимо предъявить конт­ролеру электронный билет.

Ну и, наконец, последний пункт, касающийся вызова полиции и адмпротокола. Вот что говорится в том же публичном договоре: на лиц, не оплативших и не зарегистрировавших проезд и не желающих приобрести транспортную карту для оплаты и регистрации проезда, сотрудниками местной полиции оформляется административное правонарушение в соответствии с пунктом 2 статьи 622 Адмкодекса.

В этой статье указано, что основанием для оформления адмправонарушения является… “уклонение от оплаты за проезд”. То есть если вы сели в автобус и заявили водителю, что не будете платить, то он имеет полное право вызвать полицию. А если вы отказываетесь предъявлять карту контролеру “Оңай!” для проверки, но проезд у вас оплачен, то он не имеет никакого права вызывать полицию и уж тем более высаживать вас из автобуса.

Этот вывод подтвердил и известный казахстанский юрист Сергей УТКИН.

- Даже если допустить, что у пассажира есть обязанность предъявлять карту для проверки, то санкции за неисполнение этой обязанности не существует, - говорит он. - Есть наказание за уклонение от оплаты. Но если человек оплатил, но не предъявляет карту, то его нельзя привлечь по административному правонарушению. И права высаживать пассажира из автобуса у них тоже нет.


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее