Юрий ИЛЬИН – Об автобусных камикадзе, землетрясениях и особом въезде в Алматы

29 октября 2013

Перед кем поставят шлагбаум?

– Одно из самых “узких” в городе мест – то, где снесли автовокзал “Саяхат”. Сейчас здесь стихийная посадка на автобусы по проспекту Райымбека – порой на всех трех полосах движения. А на проспекте Суюнбая из-за “черных” таксистов, берущих пассажиров где попало, гибнут люди. Почему не решается этот вопрос?

– И автовокзал “Саяхат”, построенный в советские времена, и существующая там развязка не являются многофункциональными. Принято решение о строительстве пригородного автовокзала между Кульджинской и Талгарской трассами, где люди будут пересаживаться на городской общественный транспорт. При этом пригородные автобусы заезжать в Алматы не будут. В западной же части Алматы эти функции будет выполнять автовокзал в микрорайоне “Калкаман”, где в перспективе разместятся станции метро и планируемого легкорельсового транспорта. А на севере с учетом расширения границ города автовокзал будет в районе Первомайки.

Сейчас большую нагрузку на дороги Алматы и пробки создает заезжий личный транспорт из других регионов. Гости при въезде в город смогут, оставив машины на охраняемой стоянке, воспользоваться общественным транспортом, не тратя время и нервы в пробках.

– Но как заставить их пересесть со своих машин на общественный транспорт, если они еще и с багажом?

– Мы думаем, не как заставить, а как стимулировать пересесть на общественный транспорт. В мире есть несколько направлений, в их числе повышение налогов на личный транспорт и плата за проезд по перегруженным кварталам. Наши предложения будут вынесены на обсуждение. Прежде чем запретить, надо показать, какую выгоду получат люди. Возможно, это станет бесплатный проезд в общественном транспорте, который будет обеспечен за счет платных дорог, автостоянок и так далее… Сейчас идет работа по расширению границ Алматы. Думаю, к 2016–2017 годам к крупным автопаркингам на въездах в город будут подведены станции метро и трамвайные пути.

– Так долго! Ведь “Саяхат” снесли не один и не два года назад…

– Невозможно так просто, без утвержденного проекта прийти и построить. Сейчас идет разработка технико-экономического обоснования по строительству автовокзалов на въездах в город. Должен закончиться хаос, образовавшийся в переходный постсоветский период, когда стихийно работало более 30 частных перевозчиков и невозможно было контролировать их техническое и экологическое состояние. В качестве конкурента частнику приходит муниципальный транспорт. Запущен муниципальный автобусный парк № 1 с новыми автобусами на компримированном газе. Это топливо дешевле бензина, не требует подогрева зимой, более безопасно. В ближайшее время планируется ввести в строй еще два муниципальных автобусных парка. Таким образом, в 2014 году в Алматы будет около 600 муниципальных автобусов из 1 500 единиц общественного транспорта города. Еще 200 таких же автобусов приобретет ГКП “Центр развития транспорта” в рамках государственно-частного партнерства.

Гонки на улицах и электронные билеты

– Несмотря на преобразования, полиция продолжает ловить на дорогах водителей автобусов нетрезвыми и даже в состоянии наркотического опьянения. Также люди жалуются, что после 21.00 многие автобусы не выходят на линию…

– Создан сайт www.transport-almaty.kz, чтобы любой мог пожаловаться на водителя-нарушителя, назвать номер маршрута и номер машины. Перевозчиков мы обязали оборудовать автобусы GPS-трекерами, чтобы отслеживать, где он находится, сколько сделал рейсов, не превысил ли скорость. Нужно их выводить из теневого оборота, поскольку кондукторы, собирая наличные, часто кладут их себе в карман. Также появилось много лжедиспетчеров, которые на остановках за определенную мзду – что-то около 200 тенге – передают водителям информацию, какой автобус идет впереди и за ним. Если мы перейдем к системе электронного билетирования, то сможем отслеживать реально, сколько и какой маршрут перевозит пассажиров. Электронные билеты – это такие пластиковые карточки, на которых можно пополнять баланс и снимать с них деньги за проезд. За счет местного бюджета куплены 200 легковых такси на компримированном газе и 195 новых троллейбусов с мощными аккумуляторами, которые могут проехать 5 километров без подпитки от линии электропередачи. Сейчас идет разработка ТЭО строительства линии легкорельсового транспорта (ЛРТ). Это современный маневренный трамвай, его маршрут планируется увязать со станциями метро.

– В борьбе за пассажиров водители автобусов устраивают гонки по городу. Кондукторы областных автобусов не признают городских проездных билетов…

– Во-первых, областные перевозчики обязаны считать действительными проездные билеты по городу Алматы. Во-вторых, чтобы исключить такие ситуации, с мая этого года функции по проведению конкурсов на обслуживание маршрутов внутри 50-километровой зоны вокруг Алматы постановлением правительства переданы управлению пассажирского транспорта города.


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее