Развитие и интеграция транспортно-логистической системы Республики Казахстан в мировую транспортную систему
Основные показатели грузооборота и транзита.Общий товарооборот Республики Казахстан со всеми странами мира в 2012 году по сравнению с 2010 годом вырос на 50% и составил 136,8 млрд. долларов.
Объем экспортных грузоперевозок в 2012 году составил 102 млн. тонн (за исключением трубопроводного транспорта), при этом объем импортных грузоперевозок - 25,9 млн. тонн.
Основные грузоперевозки в экспортном сообщении осуществлялись в Россию - 52%, страны Европы - 14%, Китай - 12%, страны Центральной Азии - 10% и Иран - 4%.
В импортном сообщении на Россию пришлось 43,8%, Китай - 12,1% и страны Центральной Азии - 9,5%.
Общий объем транзитных грузов через Казахстан в 2012 году составил 17,8 млн. тонн, объем доходов, от которых составил свыше 1 млрд. долл. США. При этом, большинство транзитных грузов приходится на железнодорожный транспорт - 16,3 млн. тонн, остальное на автомобильный - 1,46 млн. тонн и водный транспорт - 0,16 млн. тонн.
Основную долю в структуре транзитных перевозок по странам отправления занимает Россия, доля которой составила 50% в 2012 году. На Китай приходится 15% от общего объема транзитных грузов и на Узбекистан порядка 9%.
Основными странами назначения транзитных грузопотоков по Казахстану являются страны Центральной Азии – 87% (Узбекистан – 36%, Кыргызстан – 19%, Афганистан – 13%, Таджикистан – 11%, Туркменистан – 8%), в то время как на Россию и Китай приходится по 5%.
Предпосылки по увеличению транзита через Казахстан. Положение Казахстана между крупнейшими торговыми партнерами Китаем и странами Европейского Союза диктует главный вызов для развития транспортно-логистической системы страны. В 2011 году объем торговли между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом составил 567,2 млрд. долларов, объем перевозок - 12,6 млн. двадцатифутового эквивалента (далее - ДФЭ). При этом доля Казахстана в обеспечении транзита этого объема занимает менее половины процента, а подавляющая часть импорта из Китая в Европейский Союз следует по морю через Суэцкий канал.
Экономический рост Китая в последние годы смещается из восточных в западные и центральные провинции Китая, которые тяготеют к железнодорожным перевозкам через территорию Казахстана. В соответствии с программой развития западного Китая «China Western Development planning 2011-2015» в развитие западных и центральных регионов Китая предполагается инвестировать до 1 трлн. долларов.
Ускоренное развитие западных провинций Китая будет способствовать увеличению грузопотока через Казахстан.
Создание Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства внесетсущественный вклад в создание эффективного транспортного коридора, соединяющего Китай с Европой, путем упрощения процесса пересечения границ, поскольку предусматривает пересечение таможенной границы стран Единого экономического пространства только в двух местах - на границах с Китаем и странами Европейского союза.
По прогнозам экспертов объем внешней торговли Китай - Европейский Союз к 2020 году увеличится с 567,2 до 781 млрд. долларов. При этом доля грузоперевозок Китай - Европа увеличится со 117 млн. до 170 млн. тонн (примерно17 млн. ДФЭ).
С учетом указанных факторов потенциальный объем транзитного грузопотока через Казахстан (через Достык и Хоргос) может составить до 8% (1,5 млн. ДФЭ) от общего товарооборота Китай -Европейский Союз -Китай.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт является самым мобильным видом транспорта, на долю которого приходится 99% пассажиров и 84% грузов от перевозимых объемов всеми видами транспорта.
В настоящее время в Республике Казахстан зарегистрировано 4 млн. автотранспортных средств, в том числе 3,5 млн. легковых автомобилей, 414 тыс. грузовых и специальных автомобилей и порядка 99 тыс. автобусов, которые осуществляют деятельность в 34 автовокзалах и 138 автостанций.
На сегодняшний день 76% населенных пунктов с численностью более 100 чел. охвачено регулярными автобусными маршрутами.
По регулярным пассажирским автобусным перевозкам за последние десятилетия сформирована маршрутная сеть на международных, межобластных, внутриобластных и городских маршрутах. По итогам проведенного в 2012 году социологического исследования уровень удовлетворенности населения качеством пассажирских перевозок автомобильным транспортом составил 64,6%.
За последние годы наблюдается тенденция увеличения официальных перевозчиков такси. В этой связи, для развития таксомоторных перевозок в городах республики требуется строительство оборудованных стоянок такси в количестве, превышающем 1 000 единиц по всей республике.
Для работы казахстанских автоперевозчиков на международном рынке создана правовая база на основе 59 международных договоров, из которых 40 двусторонние и 19 многосторонние.
Международные перевозки грузов осуществляют порядка 3 тыс. компаний с парком более 20 тыс. автотранспортных средств (далее - АТС).
Для удовлетворения потребностей казахстанских перевозчиков ежегодно производится обмен бланками разрешений с компетентными органами транспорта порядка 40 иностранных государств.
Доля отечественных перевозчиков в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 2,8 % и составил 36 %.
К основным проблемам автомобильного транспорта можно отнести следующие:
- Из существующих автовокзалов и автостанций более половина не соответствуют установленным требованиям и стандартам;
- не развиты автоматизированные информационные системы, позволяющие осуществлять электронное билетирование и диспетчеризацию пассажирских перевозок посредством современных телекоммуникационных и спутниковых систем;
- не во всех регионах и не в полной мере осуществляется субсидирование социально значимых регулярных пассажирских внутриобластных (городских) перевозок;
- высокий уровень нелегальных перевозчиков такси;
- не развитая инфраструктура стоянок такси и сервисное обслуживание, что отражается на качестве обслуживания населения.
Кроме того, около 60 % (более 2 млн.) автомобилей находятся в эксплуатации свыше 12 лет и по западным стандартам являются устаревшими. Более 70% парка АТС имеет срок эксплуатации свыше 7 лет, в т.ч. свыше 500 тыс. эксплуатируются сроком более 20 лет.
На автомобильных дорогах Республики Казахстан сложились шесть основных направлений - автотранспортных коридоров:
- Ташкент-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы-Хоргос (Шелковый путь);
- Шымкент-Кызылорда-Актобе-Уральск-Самара;
- Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск;
- Астрахань-Атырау-Актау-гр. Туркменистана;
- Омск-Павлодар-Семипалатинск-Майкапшагай;
- Астана-Костанай-Челябинск-Екатеринбург.
Основные проблемы развития транспортной логистики в Казахстане. Реализация транзитного и экспортного потенциала Казахстана, а также поддержание экономического роста требуют от транспортно-логистической системы высокой интеграции в ключевые международные транспортные коридоры, в том числе и для влияния на распределение грузопотоков, высокой скорости, своевременности, доступности и надежности перевозки, а также удобства пользования транспортными услугами.
Ключевыми проблемами транспортно-логистической системы являются:
- непопулярность казахстанских коридоров, в результате чего основной объем транзитных грузов между Китаем и ЕС уходит в обход Казахстана;
- отсутствие системного управления коридорами и их инфраструктурная неразвитость;
- низкий уровень логистического сервиса;
- отсутствие собственных внешних терминальных сетей за пределами Казахстана;
- институциональные ограничения в системе управления;
- недостаточная эффективность административных процедурдля проведения экспортных, импортных и транзитных операций;
- отсутствие единой системы правового регулирования отношений взаимодействия в области транзитных грузов по территории Республики Казахстан между транспортными организациями, пользователями их услуг и представителями местных и центральных государственных органов.
Автомобильный транспорт
Программная цель автотранспортной отрасли: развитие автотранспортной инфраструктуры и предоставление населению качественных транспортных услуг
Целевые индикаторы:
Индикатор |
Ед. изм. |
2012 год (факт) |
к концу 2016 года |
к концу 2020 года |
уровень удовлетворенности населения качеством пассажирских перевозок автомобильным транспортом |
% |
64,6 |
70 |
85 |
доля автовокзалов и автостанций, соответствующих к установленным стандартам |
% |
0 |
60 |
100 |
обеспеченность охвата населенных пунктов с численностью более 100 человек регулярными автобусными маршрутами |
% |
76 |
80 |
100 |
доля казахстанских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг |
% |
36 |
40 |
50 |
Программные задачи автотранспортной отрасли.Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Задача 1. Развитие инфраструктуры автотранспортной отрасли и строительство автостанций и основочных пунктов;
Задача 2. Модернизация существующих автовокзалов и автостанций для приведения в соответствие к установленным требованиям;
Задача 3. Обеспечение населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями;
Задача 4. Увеличение количества официальных перевозчиков такси;
Задача 5. Увеличение доли участия отечественных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг;
Задача 6. Обеспечение эксплуатационной безопасности парка АТС.
Показатели прямых результатов. Достижениезадач будет измеряться следующими показателями прямых результатов:
Показатель |
Ед. изм. |
К концу 2016 года |
к концу 2020 года |
строительство: |
ед. |
|
|
автовокзалов |
8 |
10 |
|
автостанций |
27 |
50 |
|
пунктов обслуживания пассажиров |
91 |
216 |
|
стоянок такси |
471 |
1 090 |
|
увеличение количества существующих автовокзалов (34) и автостанций (138) существующим требованием |
ед. |
49 |
172 |
увеличение количества регулярных международных, межобластных и внутриобластных автобусных маршрутов на |
% |
3 |
10 |
увеличение количества перевозчиков такси на |
% |
20 |
70 |
сокращение казахстанских бланков разрешений в/из третьих стран, выдаваемых иностранным государствам |
% |
5 |
15 |
увеличение количества грузовых автотранспортных средств для международных перевозок на |
% |
23 |
60 |
увеличение количества измерительных устройств весогабаритных параметров на наиболее интенсивных участках автомобильных дорог республиканского значения до |
ед. |
80 |
- |
снижение времени реагирования экстренных оперативных служб на дорожно-транспортные происшествия с участием автотранспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб по сравнению с автотранспортными средствами, не оснащенными такими устройствами |
минут |
10 |
10 |
ежегодное выявление операторами технического осмотра технически неисправных и экологически небезопасных АТС не менее 10 % от общего количества АТС, проходящих технический осмотр |
% |
15 |
15 |
3. Автомобильный транспорт
3.1. Развитие инфраструктуры автотранспортной отрасли и строительство автостанций и остановочных пунктов (Задача 1)
В целях улучшения и создания дополнительной инфраструктуры пассажирских автоперевозок, местными исполнительными органами будет проведена работа по строительству новых и реконструкции существующих автостанций в районных центрах, пунктов обслуживания пассажиров в населенных пунктах (села, аулы), не имеющих автостанций, а также стоянок такси во всех городах.
Ряд проектов по строительству вышеуказанных объектов будет реализован в форме государственно-частного партнерства.
Соответственно, роль частного сектора - это инвестиции, строительство, содержание и ведение бизнеса.
Развитие инфраструктуры пассажирских автобусных перевозок позволит увеличить регулярность сообщений и, тем самым, повысит мобильность населения, что очень важно для развития регионов республики.
3.2. Модернизация существующих автовокзалов и автостанций для приведения в соответствие к установленным требованиям (Задача 2)
Для достижения полноценных и качественных услуг в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры существующих автовокзалов и автостанций с учетом международного опыта.
Поэтому внедрение национальных стандартов и повышение требований на услуги автовокзалов и автостанций является важным аспектом.
В этой связи, будет проведена работа по приведению автовокзалов и автостанций в соответствие с требованиями законодательства и национальных стандартов в сфере пассажирских перевозок.
Для обеспечения реализации стандартов предусмотрены законодательные нормы по обязательному применению национальных стандартов в области автомобильного транспорта.
Местные исполнительные органы при ведении реестров автовокзалов и автостанций будут учитывать требования национальных стандартов.
3.3. Обеспечение населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями (Задача 3)
С учетом того, что железнодорожный и авиационный транспорт имеет ограниченные возможности в охвате населенных пунктов, в перевозке пассажиров важную роль играют регулярные автобусные сообщения.
Количество сельских населенных пунктов с численностью свыше 100 человек, охваченных регулярным пассажирским сообщением, достигло 4 938 единиц, что составляет 75% при общем количестве таких населенных пунктов Казахстана 6 623 единиц.
С учетом развития инфраструктуры, автомобильных дорог и перевозчиков до 2020 года, будет обеспечен полный (100%) охват населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями.
В этой связи, при развитии инфраструктуры пассажирских перевозок местными исполнительными органами будут открываться дополнительные регулярные автобусные маршруты.
3.4. Увеличение количества официальных перевозчиков такси (Задача 4)
В Казахстане бизнес таксомоторных перевозок находится на первоначальном этапе развития.
В данное время на рынке таксомоторных перевозок преобладают физические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не в полной мере отвечает установленным требованиям. Также, наблюдается низкая доля применения инновационных технологий, без которых невозможна организация таксомоторных перевозок на современном уровне.
В этой связи, местными исполнительными органами совместно с частными инвесторами за счет средств частных инвестиций будут построены стоянки такси, а также будет создано информационное пространство, обеспечивающее получение населением качественных заказов такси через телекоммуникационные ресурсы и осуществление оплаты оказанных услуг безналичным расчетом.
3.5. Увеличение доли участия отечественных перевозчиков на
рынке международных автотранспортных услуг (Задача 5)
Одним из важных аспектов в увеличении доли отечественных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг является развитость экспедиторского процесса на рынке международных автотранспортных услуг.
Для развития экспедиторской деятельности в области автоперевозок будет проведено нормативно-правовое закрепление экспедиторской деятельности в сфере автомобильных перевозок. Это позволит обеспечить получение оперативных и качественных услуг по перевозке грузов.
Дальнейшие меры по увеличению конкурентоспособности отечественных перевозчиков позволят увеличить долю отечественных перевозчиков на международном рынке грузоперевозок в 2013-2015 годы, в среднем, на 6% и довести ее до пятидесятипроцентного уровня к 2020 году. Для этого будут приняты меры по отмене продажи транзитного бланка разрешения иностранным автотранспортным средствам, усилен контроль проезда иностранных автотранспортных средств по территории Казахстана, а также, будет проведена протекционистская политика с зарубежными странами по решению проблемных вопросов отечественных перевозчиков. В дальнейшем, с учетом нарастающей тенденции международных перевозок, будет обеспечиваться недопущение снижения доли отечественных перевозчиков на рынке международных грузоперевозок.
Немаловажным является дальнейшее расширение географии перевозок грузов путем заключения межправительственных соглашений с иностранными государствами и участия в международных договорах в области автомобильного транспорта.
3.6. Обеспечение эксплуатационной безопасности парка АТС
(Задача 6)
В целях повышения безопасности транспортной отрасли Республики Казахстан, создания благоприятных условий для снижения смертности от последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Казахстан будет создана система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК).
Создание системы ЭВАК направлено на снижение времени реагирования экстренных оперативных служб при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и позволит увеличить результативность спасательных мероприятий.
В целях снижения административных барьеров, сокращения коррупционных рисков, обеспечения сохранности автомобильных дорог, необходимо продолжить работу по внедрению автоматизированной системы контроля АТС в движении и подсчета интенсивности движения.
Данная система позволит измерять весовые параметры автотранспорта в движении, осуществлять подсчет интенсивности движения, исключить прямой контакт инспектора и перевозчика, автоматизировать процесс контроля и взвешивания АТС, а также необоснованные остановки АТС.
Только в 2014 году будут установлены 18 устройств для измерения весовых и габаритных параметров. В дальнейшем, в рамках реализации проектов по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, общее количество систем на наиболее интенсивных участках автомобильных дорог республиканского значения до 2016 года будет доведено до 80.
Важную роль в полноценном развитии автотранспортной отрасли и предоставлении услуг на высоком уровне имеет повышение квалификации водителей и персонала на постоянной основе. Данные обязательства будут закреплены за перевозчиками на нормативном уровне.
Обеспечение безопасности и качества пассажирских перевозок также будет достигаться через обновление парка автотранспортных средств и совершенствование системы технического осмотра автотранспортных средств.
Автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», общая протяженность которого по территории РК составляет 2 787 км, от Хоргоса на границе с КНР, до Мартука на границе с Российской Федерации с выходом на Оренбург буде завершен к 2015 году и к 2020 году обеспечит пропуск не менее 3 млн. тонн транзитных грузов.