Народ на остановках и местные власти

12 октября 2012

Перевозчиков у нас принято ругать. Но это не совсем конструктивный подход, ведь годами от него ничего не менялось. По этой причине было бы интересным прислушаться к «той стороне», которая объясняет, почему наш «транспорт для всех» на самом деле пока ни для кого…

Сабит Аманбаев, Союз автотранспортников Казахстана

Мы часто видим людей на городских остановках ожидающих автобус, но не знаем как долго им иногда приходится ждать.

Вообще автотранспортом в Казахстане перевозится 95% пассажиров и только в одном Алматы в день перевозится 1,2 млн. пассажиров. В целом, организация пассажирских перевозок – обеспечение своевременного обслуживания автобусов, выезд на маршрут с 6 утра и работа до полуночи в тяжелейших дорожных условиях (особенно в часы пик) 365 дней в году – ответственная и очень сложная задача. И здесь для обеспечения нормальной деятельности, необходимо своевременное финансирование затрат транспортного процесса.

Так как, утвержденная цена за проезд в автобусе не покрывает даже себестоимости перевозок, то законом об автомобильном транспорте предусмотрено, что местная исполнительная власть субсидирует пассажирские перевозки. Для обеспечения этого процесса правительством утверждена Методика расчета тарифов и Правила субсидирования перевозок, согласно которым перевозчики представляют и утверждают свои расчеты, а затем подают ежемесячные отчеты для получения субсидий. Но на деле ряд областей, действуя при распределении бюджета по «остаточному принципу», полностью игнорирует необходимость субсидирования или, как, к примеру происходит в Караганде, финансируют лишь до уровня себестоимости перевозок. Таким образом, местные исполнительные органы демонстрируют отсутствие серьезного аналитического подхода к такому важному вопросу, как пассажирские перевозки. А из за этого повсеместно по стране, при всей своей важной социальной значимости, автомобилисты находятся в тяжелейшей финансовой ситуации, не имея возможности обновлять подвижной состав (автобусный парк страны изношен на 65 %), своевременно проводить техническое обслуживание, привлекать высококвалифицированные кадры и т.п. И закономерное следствие: низкая культура обслуживания; несоблюдение графиков движения и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние автобусов.

Наглядный пример об отсутствии анализа и понимания ситуации. На днях, как сообщила региональная газета «Ак жайык», мотивируя негативным влиянием на показатели области(?!), народные избранники маслихата Атырау (видимо, из популистских соображений) утвердили снижение стоимости проезда на автобусе с 60 до 50 тенге, игнорируя при этом представленный аргумент, что такие действия обанкротят автобусное предприятие. К сожалению, такой подход при отсутствии субсидирования действительно ведет к тому, что автопарк остановится.

Или, к примеру, маслихат Южно-Казахстанской области, который подвергая сомнению профессионализм коллег из южной столицы, при идентичных условиях Шымкента, при одинаковых затратах на материалы и запасные части установил этим летом цену проезда 45 тенге против 80 в Алматы. При этом законодатели в Шымкенте, несмотря на срывы маршрутов и требования автомобилистов, не хотят признавать необходимости субсидирования автобусных маршрутов! Из-за этого многие перевозчики с юга едут работать в другие регионы страны, а оставшиеся дома - на грани остановки.

Даже при пересмотренных тарифах иногда сохраняются проблемы. Как к примеру это случилось в Алматы, где увеличили тариф на проезд до 80 тенге (при себестоимости 96 тенге), но перевозчики не вышли из финансовых проблем, так как в городе сохранилась стоимость проездных билетов, определенных из расчета проезда 50 тенге и продажа которых выросла более чем в 2 раза! К тому же для льготников, определенных маслихатом, с начала года оказано услуг более чем на 800 миллионов тенге(!), но эти затраты из городского бюджета да сих пор не компенсированы. В итоге в данный момент перевозчики несут убытки.

К сожалению негативных примеров по всей стране много и везде ситуация требует внимания властей в регионах. Зачастую в областях мотивируют нерешенность вопросов по транспорту, ссылаясь на дефицит средств, но дело не в отсутствии финансов, а в рачительном расходовании. При этом есть и возможности дополнительного наполнения бюджета налогами. К примеру, в том же Алматы при наведении порядка в работе такси из «тени» можно вывести до 90%(!) такси работающих сегодня вне правового поля. Поэтому обращаясь к маслихатам и акиматам, хочется пожелать, чтобы они оперативно решали вопросы, так как безответственная, непродуманная политика подрывает техническую готовность автобусных парков и разоряет автоперевозчиков. Но главное при этом надо помнить, что больше всех в итоге страдает народ, ожидающий на остановке автобус, который может не приехать...


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее